Лечение дисфункции ВНЧС в СПб | DLclinic

Лечение ВНЧС

В медицинском центре DLclinic лечению и профилактике дисфункции височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС) уделяется большое внимание. Данное нарушение может встречаться у 8 из 10 пациентов с различными зубочелюстными патологиями. Причем пациент может озвучивать целый ряд жалоб, большинство которых связано с нарушением прикуса, функциональными нарушениями работы жевательных мышц и ВНЧС. Диагностикой и лечением таких патологий занимаются стоматолог-ортопед и врач-гнатолог.

В зависимости от причин развития патологии и наличия у пациента сопутствующих нарушений, в лечении дисфункции ВНЧС в нашей клинике могут принимать участие врачи-стоматологи различных специализаций: ортопеды, ортодонты, терапевты, хирурги. Лечение дисфункции ВНЧС также требует междисциплинарного взаимодействия команды врачей: стоматолога, невролога, мануального терапевта, остеопата, ЛОР-врача, психолога, врача-косметолога, сомнолога и т. д.

Факторы, провоцирующие развитие дисфункции ВНЧС

К основным причинам, провоцирующим появление у пациента нарушений функционирования сустава, прежде всего относятся:

• Различные зубочелюстные нарушения: всевозможные дефекты зубного ряда (отсутствие зубов), патологическая стираемость эмали зубов, последствия челюстно-лицевых травм, нарушения прикуса, а также аномалии развития челюстей и отдельных зубов.
  • Нарушения осанки у пациента также может спровоцировать повышенную нагрузку на височно-нижнечелюстной сустав.
  • Патологические изменения, связанные с работой жевательных мышц – их гипертонус или спазм, перегруженность отдельных мышц.
  • Повышенная речевая нагрузка также может вызвать нарушения работы жевательных мышц.
  • Повышенная тревожность пациента может стать причиной повышенного тонуса жевательных мышц и со временем развития дисфункции ВНЧС.

Симптомы дисфункции ВНЧС

Наиболее характерные проявления данного нарушения – это дискомфортные ощущения и боль, локализованные в области сустава с одной или обеих сторон. Они могут быть временными или сохраняться в течение долгих месяцев и лет. Чаще всего дисфункция височно-нижнечелюстного сустава отмечается у пациентов старше 20 и младше 45 лет. Интересно, что у женщин данное нарушение развивается чаще, чем у мужчин.

Заподозрить развитие дисфункции ВНЧС можно по наличию у пациента следующих симптомов:

• Неприятные щелчки в суставе, которыми может сопровождаться открывание рта, зевание и пережевывание пищи. При этом подобные щелчки не обязательно сопряжены с болезненными ощущениями. Реже нагрузка на ВНЧС может сопровождаться и другими звуками, например, характерным похрустыванием.
  • Неравномерное движение нижней челюсти при попытке открыть рот – следствие блокирования сустава.
  • Болезненные при пальпации участки в области жевательных мышц, а также мышц шеи.
  • Кроме того, пациенты могут жаловаться на головные боли, боль в ушах и глазах, а также на болезненные ощущения в области верхней и/или нижней челюстей.

Факторами, свидетельствующими о наличии дисфункции ВНЧС, являются:

• Повышенный и неравномерный тонус жевательных мышц, их утомляемость.
  • Дискомфорт при жевании.
  • Внезапно развившееся «неудобство» прикуса. У пациента может появиться ощущение, что верхние и нижние зубы перестали правильно смыкаться.
  • Наконец, у многих пациентов с дисфункцией ВНЧС со временем проявляются симптомы ночного апноэ. Проще говоря, пациент начинает храпеть во сне, причем храп может сопровождаться кратковременной остановкой дыхания.

Впрочем, подобными симптомами могут сопровождаться также остеохондроз шейного отдела позвоночника, отит, артрит ВНЧС, воспаление тройничного лицевого нерва и ряд других заболеваний. Поставить окончательный диагноз можно по результатам проведенного обследования.

Диагностика дисфункции ВНЧС

Осматривая пациента при первичном стоматологическом обследовании, стоматологи DLclinic собирают анамнез заболевания, с помощью пальпации определяют состояние жевательных мышц в области сустава и выявляют наличие у пациента симптомов, которые могут свидетельствовать о развитии у него дисфункции ВНЧС. Врач оценивает, насколько широко пациент может открыть рот, насколько подвижна его нижняя челюсть. При наличии признаков дисфункции ВНЧС врач-стоматолог направляет пациента на консультацию к гнатологу.

Врач-гнатолог осматривает пациента в DLclinic

Гнатолог с помощью дополнительных методов исследований (КТ или МРТ челюстей и ВНЧС) проводит точную диагностику дисфункции ВНЧС.

Также в DLclinic для точной диагностики дисфункции ВНЧС и парафункции жевательных мышц используется аппарат электромиограф. Электромиография – современная диагностика нейромышечной системы челюстно-лицевой области, которая позволяет получить точную информацию о текущем функциональном состоянии мышечных тканей и оценку работы ВНЧС. Электромиограф также позволяет диагностировать патологии, возникающие при наличии окклюзионного смещения. Результаты, полученные в процессе обследования, позволяют уточнить тактику лечения и учитываются при изготовлении протезных конструкций.

Электромиографию показано проводить при бруксизме, отсутствии зубов, системном пародонтите, аномалиях прикуса, боли и щелчках при жевании, для контроля перед и после лечения ВНЧС, сплинт-терапии и т. п.

Для последующего изготовления диагностических моделей с челюстей пациента делаются слепки. В ряде случаев дисфункция ВНЧС может сопровождаться поражением локализованных вблизи сустава мягких тканей – отследить их состояние врач может по результатам КТ или МРТ ВНЧС.

Показания к проведению лечения

Врач-гнатолог проводит диагностику в DLclinic

Показаниями к проведению ортопедического лечения дисфункции ВНЧС являются проблемы, связанные:

• с отсутствием зубов на верхней и нижней челюстях;
  • с наличием препятствий при смыкании челюстей – например, таких, как завышающие прикус пломбы и коронки;
  • с перегрузкой пародонта;
  • со снижением высоты нижнего отдела лица и патологическими изменениями в работе жевательных мышц.

Лечение дисфункции ВНЧС

Первым этапом в лечении ДВНЧС по принципам нейромышечной стоматологии является расслабление и снятие спазма с жевательной мускулатуры для дальнейшей точной диагностики правильного прикуса (правильного соотношения верхней и нижней челюсти).

В медицинском центре DLclinic для этого пациенту проводится миорелаксация (ТЭНС-терапия) жевательной группы мышц на аппарате U-DENT. После сеанса миорелаксации нижняя челюсть принимает «физиологически» правильное положение. После определения правильного положения нижней челюсти задача врача и пациента – закрепить это положение при дальнейшем лечении.

На втором этапе лечения дисфункции ВНЧС необходимо, чтобы мышцы запомнили новое положение нижней челюсти и не возвращались к привычной, неправильной окклюзии. Для этого с челюстей пациента снимаются оттиски и с их помощью изготавливаются диагностические модели. С помощью диагностических моделей и специального аппарата – артикулятора, иммитирующего движения нижней челюсти, конструируется и изготавливается индивидуальная съемная жесткая миорелаксационная каппа – ортотик. Поверхность такой съемной каппы воссоздает анатомически правильную жевательную поверхность зубов и правильное смыкание зубов.

Пациент носит такую каппу (такие каппы) в течение 1-3 месяцев каждый день по 2-3 часа или надевает на ночь. На этапе ношения капп, который также называют еще сплинт-терапией, жевательные мышцы привыкают к новому положению нижней челюсти и запоминают его.

Третий этап лечения дисфункции ВНЧС – это переход от ношения съемной каппы-ортотика к установке и ношению в течение 3-6 месяцев временных ортопедических конструкций в виде несъемных окклюзионных накладок на необходимые зубы (обычно это 16 зубов). Так как накладки несъемные, в этот период нижняя челюсть пациента находится в правильном положении постоянно.

В период сплинт-терапии и на этапе ношения несъемных окклюзионных накладок врач-гнатолог периодически проводит контрольные сеансы электромиографии и компьютерную томографию для того, чтобы убедиться, что верхнее-нижнечелюстной сустав находится в правильном положении, и устранен гипертонус жевательных мышц. После того, как врач убедился, что правильное положение нижней челюсти достигнуто и функциональность ВНЧС восстановлена настолько, насколько это возможно в данной конкретной ситуации, пациент переходит к следующему этапу лечения ДВНЧС.

Четвертый этап лечения ДВНЧС – это этап, на котором временные окклюзионные накладки для фиксации нижней челюсти в правильном положении заменяются постоянными ортопедическими конструкциями. Для этого пациенту проводится все необходимое лечение зубов и постоянное протезирование с учетом и сохранением достигнутой правильной окклюзии (смыкания челюстей) и правильной работы ВНЧС.

Фиксация правильного положения нижней челюсти на последнем этапе лечения ДВНЧС достигается разными методами:

• восстановлением коронковой части зуба терапевтической реставрацией (пломбой) с созданием правильной анатомической жевательной поверхности;
  • восстановлением коронковой части зубов с помощью коронок, накладок и виниров;
  • восстановлением отсутствующих зубов с помощью имплантации (установкой имплантатов и протезированием на  имплантатах – это могут быть коронки из диоксида циркония, керамические коронки или несъемные частичные или полные протезы на имплантатах).

Для защиты установленных постоянных ортопедических конструкций (коронок, накладок, виниров) и обеспечения долгого срока их службы по окончании лечения ДВНЧС изготавливаются защитные каппы, которые пациент надевает на ночь. Особенно это актуально для пациентов с бруксизмом.

Для обеспеченияния правильной работы ВНЧС может потребоваться сочетание всех вышеперечисленных способов протезирования. Также при лечении дисфункции ВНЧС может потребоваться ортодонтическое лечение – коррекция прикуса с помощью брекетов, элайнеров или других ортодонтических конструкций.

В DLclinic ведут прием стоматологи всех специальностей и имеется вся необходимая аппаратура. Это позволяет нашим пациентам получить быстрое устранение болевых симптомов и комплексное восстановление правильной работы ВНЧС.

Лечение дисфункции ВНЧС достаточно длительное и требует от пациента терпения и дисциплины. Чтобы сохранить достигнутые результаты лечения и не допустить возникновения рецидива дисфункции, всем пациентам с заболеваниями ВНЧС необходимо наблюдаться у гнатолога 1 раз в полгода.

Лечение ВНЧС
Диагностика-электромиография + консультация врача-гнатолога от 7 500 ₽
до 10 000 ₽
Контрольная диагностика-электромиография после проведенного лечения + повторная консультация врача-гнатолога (в зависимости от времени приема 30 мин/1 час) от 3 800 ₽
до 5 600 ₽
Депрограммирование жевательных мышц на аппарате «U-dent» (1 сеанс) 7 500 ₽
Каппа индивидуальная функциональная разгрузочная 45 000 ₽
Аппарат «Аква сплинт» (мини/классик) от 14 000 ₽
до 16 000 ₽
Контроль окклюзии на каппе 800 ₽
Кто будет лечить
  • Ольга Анатольевна выполняет все виды протезирования зубов, в том числе сложные случаи, сопровождающиеся дисфункцией височно‑нижнечелюстного сустава.

book
    Бородина Ольга Анатольевна
    Врач‑стоматолог ортопед высшей категории, гнатолог
Казимиренко Т.Л.

Благодарна доктору Бородиной Ольге Анатольевне, у меня проблема с ВНЧС, благодаря доктору ситуация улучшилась. Надеюсь, что и дальше все будет хорошо. Спасибо Ольге Анатольевне!